Что такое пермакультура. Часть 1: этика

Что такое пермакультура. Часть 2: принципы

Что такое пермакультура. Часть 3: дизайн

  1. Пермакультура ‒ это система создания экологически устойчивого образа жизни.
  2. Это практический метод разработки экологически гармоничных, эффективных и продуктивных систем, который подходит для повсеместного применения.

Если тщательно обдумывать то, как лучше распорядиться имеющимися благами (пищей, энергией, жильем и другими материальными и нематериальными ресурсами), можно получить гораздо больше от жизни при меньших затратах. Труд станет более производительным. Люди будут приносить пользу окружающей среде во благо себе и будущим поколениям.

В этом заключается смысл пермакультуры ‒ создавать экологически безопасный образ жизни в доме, в саду, на работе, в стране. Главное условие ‒ сотрудничество с природой и забота о земле и людях.

Принципы пермакультуры доступны каждому. Они применяются где угодно:

  1. в городских квартирах и дворах;
  2. в пригородных и загородных домах и садах;
  3. на участках, выделенных под посевы;
  4. в общественных местах;
  5. на фермах;
  6. в сельской местности и заповедниках;
  7. в торговых и производственных помещениях;
  8. в образовательных учреждениях;
  9. на пустырях.

Пермакультура подталкивает к изобретательности, вселяет уверенность. Это не догма и не религия, а система экологического проектирования, которая помогает находить решения многих проблем как на местном, так и на глобальном уровне.

Писательница Эмма Чапман дает такое определение:

«Пермакультура, изначально «перманентное земледелие», часто рассматривается как набор методов садоводства, но на деле она превратилась в философию дизайна, а для некоторых и в философию жизни. Ее центральная тема ‒ созданные человеком системы, которые удовлетворяют потребности людей с помощью того, что доступно в окружающей среде. Пермакультура учит черпать вдохновение из природных экосистем. Ее цели и приоритеты совпадают с тем, что называется устойчивостью окружающей среды».

Пермакультура дает ответ на вопрос, как выращивать продукты питания, строить дома и создавать сообщества и при этом свести к минимуму воздействие на окружающую среду. Ее принципы постоянно развиваются и совершенствуются во всем мире в самых разных климатических и ​​культурных условиях.

Этика

Пермакультура ‒ это, прежде всего, способ мышления, предназначенный для разработки высокопроизводительных систем без использовать ископаемого топлива, но ее влияние способно быть всеобъемлющим! То, что начинается как переход к более экологически сбалансированному образу жизни, может пойти гораздо глубже, вплоть до того, что полностью изменить мировоззрение и поведение людей. В этом заключается вдохновляющая суть пермакультуры. Это средство объединения с природой, мудростью. Это способ практического применения этого мышления в повседневной жизни.

 

Пермакультурный дизайн предполагает следующее:

  • наблюдение за тем, что делает природные системы выносливыми
  • разработка простых, но эффективных принципов;
  • использование этих принципов для воспроизведения природы в объектах проектирования (садах, фермах, зданиях, лесах, предприятиях, деревнях и городах).

Суть пермакультуры заключается в создании благотворных взаимоотношений между отдельными объектами и обеспечении того, чтобы энергия удерживалась в системе, а не выходила из нее. И применение этого ограничивается только лишь нашим воображением.

Пермакультура ‒ не просто «зеленый» образ жизни или руководящая система этики. Это способ проектирования с использованием в качестве модели принципов природы для создания плодородных, самодостаточных, продуктивных ландшафтов и сообществ. Именно это составляет отличительное свойство пермакультуры, и оно уникально, эффективно и мощно. Пермакультура способна объединить интеллект с этикой. Она учит «думать» сердцем и действовать с умом. Объединив прагматизм с философией, человечество способно создать более сильную систему.

Этика пермакультуры предполагает заботу о Земле, заботу о людях и справедливое распределение.

Эти принципы не являются чем-то новым, присущим только пермакультуре. Они свойственны многим мировоззрениям и убеждениям, откуда и были позаимствованы. Поэтому им много кто следует. Пермакультура укореняет в людях эти принципы и побуждает применять их на практике, а не просто философствовать. От размышлений они переходят к делу, что способствует значительным экологическим и социальным преобразованиям.

Забота о Земле

В 1970-х годах авторы пермакультуры Билл Моллисон и Дэвид Холмгрен заметили разрушительное воздействие европейского сельского хозяйства на австралийскую почву. Чужестранное сельское хозяйство способно превратить сбалансированную экологию в пустыню, в «пыльный котел» Оклахомы 1930-х. Их первой реакцией была разработка системы «постоянного земледелия» совмещенной с деревьями и другими многолетними растениями, обитающими во всех нишах от верхушек деревьев до поверхности почвы и даже ниже. Почва не пашется. Она сама должна восстановиться и создать свою крепкую микроэкологическую систему. Ключевой момент — необходимо сохранить биологическое разнообразие планеты для будущих поколений.

 

Принцип «забота о Земле» не только был положен в основу пермакультурного дизайна, он пронизывает все аспекты пермакультуры. Как можно одновременно практиковать органическое сельское хозяйство и садоводство, управлять ландшафтами во благо будущих поколений и потреблять товары экологически вредных производств? Бессмысленно проектировать органический сад, а потом покупать автомобиль с выхлопными газами или строить дом из бетона и стали, в то время как можно использовать местные материалы с менее воплощенной энергией.

Такое первоначальное видение заботы обо всех живых и неживых объектах расширилось и включает в себя очень многое. Это и одежда, которую человек носит, и приобретаемые им товары, и материалы, которые используются для собственноручного воплощения проектов. Не каждый способен построить себе дом или выращивать все необходимые продукты, но сделать выбор относительно того, что и как потреблять и сохранять, по силам каждому.

У экологов есть понятие экологический след. Это мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами экологических ресурсов и поглощения отходов. Одну треть экологического следа человека составляют покупные продукты питания, поэтому даже маленький урожай, выращенный на небольшом участке земли или в горшках, имеет значение. В понимании этого значения и заключает пермакультура.

Забота о людях

В основе пермакультуры лежит понятие о перманентной культуре как таковой. Нельзя развивать пермакультуру, если не заботиться о людях и относиться к ним потребительски. Забота о людях предполагает, чтобы основные потребности человечества в продовольствии, жилье, образовании, трудовой занятости и здоровых социальных взаимоотношениях удовлетворялись. Подлинная помощь людям должна быть всеобъемлющей. Здесь не может быть элиты: никакой плутократии, никаких олигархов, все члены сообщества принимаются во внимание. Это глобальная этика честного распределения и разумная поддержка среди всех людей, как у себя в стране, так и во всем мире.

 

В основе принципа заботы о людях лежит понимание силы сообщества. Если один человек в состоянии изменить свою жизнь как личность, подумайте, на что способно сообщество! Хороший пример ‒ восстановление городского земледелия на Кубе, когда пермакультурные дизайнеры мобилизовали всю страну на обретение самостоятельности и продовольственной безопасности. Другой хороший пример ‒ экопоселения, где за счет совместного использования ресурсов появляется возможность значительно уменьшить экологический след.

У кого-то, возможно, нет достаточных навыков, чтобы выращивать все необходимые продукты питания или сделать экологический ремонт дома. Однако углубляя связи с сообществом, можно сделать свой образ жизни более устойчивым и обрести уверенность в себе. Децентрализованное, демократическое видение социальных преобразований демонстрируют общественные инициативы от простых жителей, такие как, например, переселение людей из городов в деревни и экопоселея. Хозяйства в деревне и поселениях могут планироваться для жизни с использование энергии из источников не использующих ископаемое топливо. Нет времени ждать, пока центральное правительство начнет действовать или хоть как-то отреагирует.

Справедливое распределение

Последний принцип вытекает из двух первых. У человечества только одна земля, и ею следует делиться со всеми живыми существами и будущими поколениями. Нет смысла создавать жизнеспособную семью, сообщество или нацию, в то время как другие страдают без чистой воды, чистого воздуха, пищи, жилья, работы наполненной смыслом и социальных контактов. Промышленный Север использует ресурсы со всей земли/со всего мира, а Юг изнывает в нищете.

Принцип «справедливое распределение» ‒ признание этого ужасного дисбаланса и призыв ограничить потребление (особенно природных ресурсов) в развитых странах.

Пермакультура в корне отвергает модель промышленного роста Севера, не соглашаясь с ее этикой, и стремится разработать более справедливые, отвечающие интересам всего человечества системы, которые учитывают пределы ресурсов планеты и потребности всех живых существ. Эти этические принципы пермакультуры больше похожи на моральные ценности и кодексы поведения, но просто моральных ценностей недостаточно.

Принципы пермакультуры нужны для разработки перечня универсально применимых рекомендаций, которые и будут использоваться при проектировании устойчивых систем. В противном случае пермакультура становится просто образом жизни в рамках существующей неустойчивой системы. Эти принципы должны быть присущи любому пермакультурному дизайну в условиях любого климата и в любом масштабе. Они ‒ результат внимательного наблюдения за природой, результат работы экологов и ландшафтных дизайнеров.

Статья написана по материалам сайта https://www.permaculture.co.uk

26.03.2024

0 responses on "Что такое пермакультура. Часть 1: этика"

Leave a Message

top
2023 © ИП ГКФХ Писаренко В.П.